Monday, October 10, 2011

Galleria degli Uffizi, Florence

Долго думал, стоит ли ещё раз рассказывать о галерее Уффици, и, всё-таки, решил написать и о ней потому, что представить себе полную картину Флоренции без галереи Уффици невозможно.
 
Уффици построил Козимо I Медичи совсем не как музей, а исключительно как административное здание, желая объединить все государственные конторы в одном месте. Слово «Уффици» в переводе с итальянского означает канцелярия или офис. Сейчас Уффици является одним из самых известных музеем в мире. Флоренцию и саму называют городом-музеем. Весь этот город, включая и галерею Уффици, и дворец Питти, и многие другие культурные центры, представляет собой обширную сеть музеев, которой нет равной в мире по широте охвата, редкости экспонатов и их разнообразию.
 
В Уффици всегда стоят огромные очереди. Мы не стали исключением, и прождали более 3-х часов, чтобы увидеть всю эту красоту и испытать «синдром Стендаля», который после посещения Флоренции писал «…Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…». Как это ни странно, именно посещая флорентийскую галерею Уффици, у многих людей случаются непонятные приступы, похожие на то, о чём писал Стендаль. Итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1975 г. исследовала более ста подобных случаев среди туристов Флоренции, и назвала это состояние «синдромом Стендаля». Внезапно посетитель оказывается поражен глубиной чувств, которые художник вложил в свое произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину. Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников музеев Флоренции учат, как вести себя с жертвами синдрома, чтобы помочь им и уберечь экспонаты.
Дворик Галереи Уффици во Флоренции
 
У нас никаких сильных приступов не было, но должен признать, что такое большое количество шедевров искусства способно очень восприимчивого человека свести с ума! Когда находишься в окружении оригиналов, которые сотни раз до этого встречались лишь на обложках книг, коробках конфет, футболках и даже зонтах, все остальное перестает существовать. Переходя от шедевра к шедевру, будто проживаешь заново жизнь вместе с «Весной» Боттичелли, «Венерой» Тициана и «Мадоннами» Рафаэля. В этот момент начинаешь по-доброму завидовать флорентийцам. Ведь кусочек галереи Уффици принадлежит каждому из них.
 
Описать всю галерею в одной статье невозможно, поэтому я остановлюсь, только на самом интересном.

Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Практически вся жизнь и творчество художника были связаны с Флоренцией, которую он покидал только дважды: в юности, когда был приглашен в Пизу для завершения фресок в Кампосанто, и позднее, когда в составе группы флорентийских и урбинских художников работал в Риме над росписями Сикстинской капеллы. Поэтому неудивительно, что основные произведения этого великого живописца хранятся во Флоренции. Широко известны две его картины: «Весна» и «Рождение Венеры».

Сандро Боттичелли. Весна

Точный смысл «Весны» до сих пор остается предметом споров, хотя ее персонажи идентифицируются без особого труда. Справа Зефир (бог западного ветра) ловит нимфу Хлорис и превращает ее во Флору, богиню цветов и вестницу весны. Слева танцуют три Грации (Красота, Непорочность и Любовь). Меркурий отгоняет облака своим волшебным жезлом. В центре композиции изображены Венера и Купидон.

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры

Полотно «Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Прекрасная богиня Венера появляется из морской раковины как идеал неземной красоты. Богиню, гонимую к обетованному берегу дыханием гениев воздуха, встречает Ора (олицетворяющая Весну), чтобы укрыть ее покрывалом, расшитым прекрасным цветочным узором. Эта работа была по-настоящему новаторской. Впервые на холсте зритель увидел мифологические фигуры изображенными в натуральную величину. Венера написана в характерной для художника тонкой манере. Она изображена с поднятой головой и мечтательным взглядом — таким же, как взгляд многих Мадонн на картинах Боттичелли. Ветер несет розы. Согласно мифу, розовый цветок появился на Земле одновременно с Венерой, став ее возлюбленным и символом любви. На шее Оры надето ожерелье из вечнозеленого мирта — дерева, посвященного Венере и считающегося символом вечной любви.
 
Другие шедевры Боттичелли, такие как «Мистическое Рождество» и «Венера и Марс» находятся в Лондонской Национальной галерее, а фрески в Сикстинской капелле в Ватикане.

Крещение Христа

 
В Уффици представлено несколько шедевров Леонардо да Винчи. Прежде всего это картина Андреа Вероккьо «Крещение Христа». Андреа Вероккьо был учителем Леонардно и доверил своему ученику написать светловолосого ангела слева. Когда учитель Вероккьо увидел ангела Леонардо, он был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.

Другая картина - «Благовещение», сюжет которой заключается в том, что архангел Гавриил приносит Деве Марии известие о том, что она родит Сына Божьего. Архангел осторожно приближается к Марии, робко смотрит на нее, словно боится испугать её своим сиянием. Образ Богоматери, ожидающей благую весть, необычайно поэтичен и одухотворен. Крылья архангела точно имитируют крылья настоящей птицы, и в этом проявилась научная зоркость Леонардо, характерная для художника на протяжении всей его карьеры. Дева Мария стоит на коленях, склонив голову и прикрыв глаза, и с благоговением вслушивается в произносимые архангелом слова. На переднем плане изображен цветочный ковер, каждый цветок которого любовно и старательно прописан. Сцена справа, соответствует архитектуре того времени. Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке, (символ чистоты Марии). Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба. Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

Леонардно да Винчи. Благовещение

 
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов
Кроме этого, в галерее Уффици можно увидеть неоконченную работу «Поклонение волхвов». Картина была заказана Леонардо и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто. Художник, однако, не закончил её, оставив во Флоренции при своём отъезде в Милан в 1482 году. Мадонну с младенцем полукругом окружает толпа, приблизившаяся к Святому семейству, чтобы поклониться ему. Здесь представлено множество физиономических типов людей всех возрастов; среди них и юные всадники. Даже животные, как это потом будет часто встречаться у Леонардо, кажется, разделяют человеческие чувства. А в глубине картины возникают обычные для композиций Леонардо да Винчи высокие горные вершины, намеченные лишь эскизно, они производят величественное впечатление.
 
Другие шедевры Леонардо можно посмотреть в Лувре («Мона Лиза», «Иоан Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и Христом»), в Лондонской Национальной галерее («Мадонна в гроте»), в Эрмитаже («Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта») и, конечно же, «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грация в Милане.

Караваджо. Медуза Горгона
В галерее Уффици храниться несколько шедевров великого Караваджо. Настоящее имя Караваджо - Микеланджело Меризи. В Уффици можно увидеть, пожалуй, самую знаменитую его картину – «Медуза Горгона». Это действительно впечатляющее изображение. Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Горгоны - в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида. Горгон было три сестры - Медуза, Эвриала и Сфено и были они красавицами, а две последние были к тому же бессмертны. Однажды Посейдон соблазнил Медузу (или она его) в храме Афины. Богиня разгневалась на Медузу и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. За компанию, чтобы Медузе было не скучно жить, Афина превратила в монстров и ее совсем уж ни в чем не повинных сестер. От Посейдона Медуза родила крылатого коня Пегаса. Однако же (непонятное место) появился он на свет, только когда Персей убил Медузу и отрезал ей голову: он вышел из мертвого тела. Отрезанная голова Медузы соответствует звезде Алголь в созвездии Персея.
Караваджо. Вакх
 
Основной мотив «Вакха», который также в определенной мере может считаться автопортретом, - взаимодействие персонажа и натюрморта. Здесь Караваджо передал переходный момент - бокал наклонен, вино готово из него пролиться, лицо отражается в кувшине! Но хотелось бы отметить и другое - абсолютную новизну замысла: картина изображает не классического Вакха, а юношу, почти мальчика, с вовсе не утонченным лицом, одетого, а лучше сказать - наряженного Вакхом. Караваджо сознательно выбрал модель, не напоминающую ни гротескного Вакха, ни прекрасного античного божества; он изобразил не бога, но случайного человека, человека с улицы, переодетого Вакхом.
 
«Жертвоприношение Исаака» написано по библейскому сюжету (Ветхий Завет, Бытие, глава 22):
  
Караваджо. Жертвоприношение Исаака


  1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
  2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
  3. 
    Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
  4. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
  5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
  6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
  7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
  8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
  9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
  10. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
  11. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
  12. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
  13. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
  14. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
Караваджио изображает этот библейский сюжет в момент, когда ангел останавливает Авраама, который уже готов принести в жертву своего сына Исаака. Хотя в Библии сказано, что Авраам слышет голос с неба, Караважо рисует ангела, стоящим на земле.
 
В 2007 году в Италии вышел фильм режисёра Анжело Лонгони (Angelo Longoni) «Сaravaggio». Я рекомендую посмотреть этот фильм.


И ещё, благодаря Google, теперь можно не ехать во Флоренцию, чтобы увидеть все эти картины. Достаточно просто посетить виртуальный музей Уффици http://www.googleartproject.com/museums/uffizi

No comments: