Wednesday, April 20, 2011

Santa Maria del Fiore, Florence



"Как бы я мог жить, не видя Дуомо!" — восклицали когда-то флорентийцы. Они очень любили свой город, центром и сердцем которого в XV в. стал собор Санта Мария дель Фьоре — Девы Марии с цветком. Его называли коротко — Дуомо. С тех времен мало что изменилось: откуда бы мы ни любовались панорамой Флоренции, глаза в первую очередь ищут Дуомо. Его образ первым врезается в память, чтобы остаться там уже навсегда. Город, над которым возвышается знаменитый купол Брунеллески, уже не может быть ни Римом, ни Миланом, ни Венецией...
Здание собора, впрочем, как и многие другие достопримечательности Флоренции, по-настоящему впечатляет. Его фасад украшен неоготическими цветными панелями из мрамора составленными Эмилио де Фабрисом. Панели имеют три основных оттенка – зеленый, белый и розовый. В верхней же части фасада здания расположены статуи апостолов, а по середине - Дева Мария с младенцем. Не менее поражает и вход в собор, который представляет собой огромные бронзовые двери, украшенные сценами из жизни Мадонны.
Собор проектировался с таким расчетом, чтобы в нем могло поместиться все население города (на тот момент - 90 000 человек). Получилось и вправду впечатляющее сооружение!
Огромный красный купол собора возвышается на городом и является главной частью флорентийского собора. Он был построен в пятнадцатом веке, и считался невиданным достижением для строителей того времени. По сей день, он считается одним из самых впечатляющих строений Эпохи Возрождения и остается крупнейшим кирпичным куполом в мире. Он был воздвигнут архитектором, не получившим специального образования, архитектором-дилетантом, ювелиром по профессии – Филиппо Бруноллески. В средневековой Европе совершенно не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали на древнеримский Пантеон с восхищением и завистью. И вот как оценивает Вазари воздвигнутый Брунеллески купол: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему». Но флорентийский купол не был повторением ни купола Пантеона, ни купола константинопольской св.Софии, радующих нас не высотой, даже не величавостью облика, а прежде всего тем простором, которые они создают в храмовом интерьере.
В предложенной Брунеллески модели купол должен быть не сферическим, иначе верхняя часть такого купола обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны принять на себя основную нагрузку. Между ними Брунеллески расположил 16 вспомогательных ребер, сходящихся наверху. Главные ребра должны поддерживать не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе. Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен. Белые ребра нервюр на фоне ярко-красной черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола; он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с ещё не распустившимися лепестками.
Собор был освящен Папой Евгением IV 25 марта (флорентийский новый год) 1436 года, когда со дня закладки собора прошло 140 лет. Впрочем, облицовка фасада мрамором была закончена только в 1886 году. Это произошло во многом благодаря материальной помощи известного русского промышленника Демидова. Городу не хватало денег на достройку собора, и муниципалитет призвал состоятельных флорентийцев пожертвовать средства. Поскольку проживавший в городе Демидов выделил самую большую сумму, его родовой герб располагается теперь справа от главного входа в собор.
Находясь внутри Санта Мария дель Фьоре, спускаясь с церковных нефов, невозможно не ощутить эффект купола. Создается ощущение погружения в это огромное пространство, и тогда становится действительно понятно, насколько огромное и масштабное это сооружение.
Фреску купола Вазари и Дзуккари "Страшный суд" лучше рассматривать поднимаясь на купол, с земли её видно разве что в бинокль. Фрески флорентийцам не полюбились изначально, а в прошлом веке вообще поступило предложение их замазать. Но забавных деталей много, особенно в самом нижнем ряду, там, где грешники мучаются в по-дантовски тщательно прописанном аду. А в третьем ряду сверху, среди избранников Божиих, нарисованы заказчик - Козимо I, оба исполнителя (Дзуккари - даже с друзьями и семейством), а также папа Лев X, французский король и германский император. И еще есть Смерть, в знак конца времен переламывающая об колено косу, Время, разбивающее песочные часы, и куча прочих жутковатых подробностей.
В интерьере собора можно выделить необычные часы, созданные в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги).
Собор был свидетелем многих великих событий в истории города. Среди них можно вспомнить открытие Совета Флоренции 2 марта 1439 года, на котором было достигнуто временное примирение Православной и Католической церкви. А в наше время, оставаясь главным собором города, Санта-Мария дель Фьоре неизменно привлекает всех гостей города. Любой желающий может подняться по узкой винтовой лестнице на смотровую площадку купола и увидеть великолепную панораму Флоренции. Можно посмотреть, как устроен купол изнутри. Его грандиозные размеры особенно впечатляют после того, как проведешь пару десятков утомительнейших минут, карабкаясь по высоченным ступенькам между двумя стенками. И, наконец, вознагрождение - сверху открывается совершенно волшебный вид во все стороны Флоренции!

No comments: