Баптистерий Сан-Джованни - самое древнее из существующих зданий Флоренции. Флорентийцы почитают Иоанна Крестителя своим святым покровителем. Может быть поэтому, баптистерий наиболее почитаем флорентийцами среди церковных учреждений. О нем вспоминал в изгнании Данте, называя его «Прекрасный Сан-Джованни».
Одним из главных украшений баптистерия являются двери. В баптистерий ведут три входа – южный, северный и восточный. Южные двери (Андреа Пизано) рассказывают о житие Иоанна Крестителя. Северные двери были выполнены Лоренцо Гиберти после победы в конкурсе с Брунеллески. 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды из жизни Христа. Восточные двери — знаменитые «Врата Рая» (такое название дал им Микеланджело) — также были выполнены Лоренцо Гиберти по заказу Гильдии купцов. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей. Оригиналы рельефов в настоящий момент находятся в Музее произведений искусства Собора. Лоренцо представил сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая, жертвоприношение Авеля и убиение его Каином, опьянение Ноя, приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова, встреча Соломона с царицей Савской и Давила с Голиафом. Именно копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Внутри баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей «Божественной комедии» Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены.
Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.
Андреа Тафи отправился в Венецию, где несколько греческих живописцев выполняли в Сан Марко мозаичные работы, и добился того, что привез во Флоренцию мастера Аполлония, греческого живописца, который и научил его варить стекла для мозаик и приготовлять раствор для их скрепленияю. Совместно с ним он работал на куполе баптистерия над верхней частью, где изображены силы, престолы и господства и где позднее Андреа, когда приобрел больший опыт, выполнил Христа над главной капеллой. Андреа Тафи и Аполлоний сделали для мозаичных работ такие деления купола, которые суживаются у фонаря, а затем постепенно расширяются до уровня нижнего карниза, причем верхняя часть делится на пояса с различными историями. В первом находятся все служители и выполнители божественной воли, то есть ангелы, архангелы, херувимы и серафимы. Во втором ряду выполнены точно так же мозаикой в греческой манере главные творения Господа от сотворения света до потопа. Ниже находятся все деяния Иосифа и его двенадцати братьев. Ещё ниже следуют другие поля того же размера, на которых изображена жизнь Иисуса Христа от зачатия во чреве Марии до вознесения на небеса, затем в том же порядке под этими тремя фризами следует житие св. Иоанна Крестителя, начиная с явления ангела священнику Захарии до усекновения главы и погребения учениками.
Среди находящихся здесь произведений искусства особый интерес представляют гробница антипапы Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло, два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери.
Одним из главных украшений баптистерия являются двери. В баптистерий ведут три входа – южный, северный и восточный. Южные двери (Андреа Пизано) рассказывают о житие Иоанна Крестителя. Северные двери были выполнены Лоренцо Гиберти после победы в конкурсе с Брунеллески. 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды из жизни Христа. Восточные двери — знаменитые «Врата Рая» (такое название дал им Микеланджело) — также были выполнены Лоренцо Гиберти по заказу Гильдии купцов. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей. Оригиналы рельефов в настоящий момент находятся в Музее произведений искусства Собора. Лоренцо представил сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая, жертвоприношение Авеля и убиение его Каином, опьянение Ноя, приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова, встреча Соломона с царицей Савской и Давила с Голиафом. Именно копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Внутри баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей «Божественной комедии» Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены.
Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.
Андреа Тафи отправился в Венецию, где несколько греческих живописцев выполняли в Сан Марко мозаичные работы, и добился того, что привез во Флоренцию мастера Аполлония, греческого живописца, который и научил его варить стекла для мозаик и приготовлять раствор для их скрепленияю. Совместно с ним он работал на куполе баптистерия над верхней частью, где изображены силы, престолы и господства и где позднее Андреа, когда приобрел больший опыт, выполнил Христа над главной капеллой. Андреа Тафи и Аполлоний сделали для мозаичных работ такие деления купола, которые суживаются у фонаря, а затем постепенно расширяются до уровня нижнего карниза, причем верхняя часть делится на пояса с различными историями. В первом находятся все служители и выполнители божественной воли, то есть ангелы, архангелы, херувимы и серафимы. Во втором ряду выполнены точно так же мозаикой в греческой манере главные творения Господа от сотворения света до потопа. Ниже находятся все деяния Иосифа и его двенадцати братьев. Ещё ниже следуют другие поля того же размера, на которых изображена жизнь Иисуса Христа от зачатия во чреве Марии до вознесения на небеса, затем в том же порядке под этими тремя фризами следует житие св. Иоанна Крестителя, начиная с явления ангела священнику Захарии до усекновения главы и погребения учениками.
Среди находящихся здесь произведений искусства особый интерес представляют гробница антипапы Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло, два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери.
No comments:
Post a Comment