Friday, May 27, 2011

Giardino di Boboli, Florence


Сады Боболи – это один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса и лучшее место для прогулок. Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи рядом с Палаццо Питти - главной резиденцией Медичи.

Боболи известен во всем мире как один из имеющих наибольшее значение итальянских садов. Он настолько знаменит, что само по себе его название пробуждает образ сада эпохи Возрождения. Парк разделен длинными осевыми и широкими гравийными тропинками, украшен декоративными каменными элементами, великолепными скульптурами и фонтанами. Гроты, нимфы, классические колоннады отделяют получастную садовую зону от публичной.

Стоит увидеть амфитеатр с египетским обелиском и фонтаном, террасы, гроты с водоемами, пройтись по потайному ходу. Сверху, из форта, построенного Микеланджело, который сейчас называют Казалерийским садом, открывается прекрасный вид на город. В южной части парка, на островке Изолотто, находятся изумительные оранжереи. В северной части расположен Кофейный домик, где потрясающе готовят не только этот напиток, но и капучино.
В этом саду прогуливался Федор Достоевский с женой Анной. Она тогда ждала ребенка, и врачи советывали больше дышать свежим воздухом. Напротив Палаццо Питти - дом с памятной доской на фасаде. Здесь они жили с 1868 по 1869 год, и здесь писатель завершил свой роман «Идиот».

Tuesday, May 17, 2011

Убийство в Соборе дель Фьоре или Медичи против Пацци

В день пасхального богослужения 26 апреля 1478 года в главном соборе Флоренции некто Франческо Пацци с группой товарищей попытался зарезать правителей города Лоренцо и Джулиано Медичи. Этот эпизод вошел в историю под названием "заговор Пацци".
Откуда пошел знаменитый род Медичи и как получилось, что они правили городом на протяжении многих веков, поставляя красавиц в ведущие королевские дома Европы? Самые известные французские королевы Екатерина и Мария Медичи, но было и много других королев и принцесс Медичи. А до XIV века о Медичи никто не слышал. По некоторым данным, они были потомственными аптекарями. Потом одному отпрыску Медичи, сыну бедной вдовы, которого звали Джиованни, улыбнулась удача: кузен пристроил его клерком в один римский банк. И там раскрылись его таланты. Довольно быстро прародитель будущего королевского рода дорос до управляющего банком и ударился в рискованные политические операции, проспонсировав известного пирата Бальтазара Коссу в его притязаниях на папский престол. Пират стал антипапой Иоанном XXIII в 1410 году и тут же отблагодарил своего кредитора, назначив его банк управлять всеми финансами Римской церкви. Медичи сделался "божьим банкиром" и начал развивать международную кредитную сеть, открыв отделения в Лионе и Лондоне. Это было тем проще сделать, что неплательщиков без разговоров отлучали от церкви.
Разбогатев, основатель банкирского дома Медичи увлекся искусством, сделавшись большим меценатом. Его сын Козимо, наследник банкирской империи, вырос блестяще образованным человеком. Ему было мало банковского дела, и он по-настоящему серьезно пошел в политику. Вначале неудачно: Козимо был обвинен в заговоре и едва не казнен, но ему удалось улизнуть, подкупив стражу. Позднее он рассчитался со своими обвинителями сполна. Политический строй Флоренции мы сейчас могли бы определить как олигархическую демократию. Формально власть была выборной и принадлежала депутатам, заседавшим в Синьории, фактически городом правили кланы, принадлежащие той или иной фамилии. Глава клана был первым среди равных. Он не носил никакого титула и вовсе не всегда занимал какой-то официальный пост, являясь простым национальным лидером. Государственные перевороты означали смену клана. Партии носили простые и понятные названия, например, партия Альбицци (предшественника Медичи). Скинуть власть лидера - вот в чем была сверхзадача претендента, не допустить этого - задача государя. Задумав взять флорентийский престол, Козимо решил первую часть задачи блестяще. Он набрал невероятную популярность у горожан и пришел к власти на волне народного восхищения. Кстати, именно под нажимом Козимо Медичи Брунелески получил подряд и финансирование на строительство купола собора.
Основателя династии Медичи сейчас величают Козимо Старший. С династией у старика Козимо поначалу не складывалось. Старший сын рано умер, младший был болезненный и вообще поэт. Какой из поэта правитель? И смех, и грех. Поэтому всю свою душу старина Козимо вложил во внука Лоренцо Медичи. Тот обещал вырасти в настоящего лидера. Так и получилось. Лоренцо Великолепный - так прозвали со временем этого человека - правил Флоренцией до 1492 года. Гораздо больше него самого мы знаем тех, кого он так или иначе облагодетельствовал: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти работали под его патронажем. Микеланджело вообще провел отроческие годы в доме Лоренцо Медичи вместе с его родными детьми.
До покушения 26 апреля Лоренцо вполне мирно делил власть во Флоренции со своим младшим братом Джулиано. Заговор против дуумвирата Медичи не был чем-то сверхъестественным. Во-первых, заговорами в то время было трудно кого-то удивить. Конечно, у Медичи было много врагов, и их контрразведка работала исправно. Во-вторых, Лоренцо лично случалось раскрывать
разные заговоры. Например, он успешно предотвратил покушение на своего отца. Тем не менее, заговор Пацци братья прохлопали.
Кто такие были эти Пацци? Их род был намного почетнее, чем род каких-то аптекарей. В 1099 году во время осады Иерусалима крестоносец Пацци первым перелез через стену города. За свой подвиг он получил три камня из Храма Гроба Господня. Каждую Пасху этим камнями глава рода Пацци высекал "священный огонь", которым флорентийцы зажигали свечи во время крестного хода до Баптистерия. Данте увековечил семью Пацци в своей Божественной Комедии. Гербы семьи были развешаны по всей Флоренции. Их дворец был самым роскошным во всем городе. Пацци претендовали на самые высокие места во флорентийской иерархии.
У них тоже был банк и торговый дом. Основатель банка начинал его одновременно с Козимо Медичи, только не в Риме, а в Барселоне. К моменту заговора финансовой империей Пацци рулил его сын Джакопо. Своих сыновей у Джакопо не было, но было много племянников, из которых самым отважным был молодой человек по имени Франческо. Тому в голову запала дурная мысль: безродные выскочки Медичи всего в третьем колене управляют городом! В то время как благородные Пацци вынуждены довольствоваться второй ролью. Просто позор.
Итак, были найдены холодные руки и горячее сердце. А голова заговора, где была голова заговора? В соборе Св. Петра в Риме была голова. Папа Сикст IV имел свою обиду на Медичи. Их банк отказал Святому Престолу в сущей безделице - кредите на сорок тысяч дукатов. На эти деньги Папа собирался сделать неплохой подарок своему племяннику. Но Медичи отказали, ибо еще старина Джиованни завел правило: власть имущим денег в долг просто так не давать. Сикст IV оказался очень злопамятным. Он отобрал у банка Медичи статус "божьего учреждения" и передал этот статус банку Пацци. В ответ на это, а также в силу постоянно возрастающего авторитарного характера своей власти братья Медичи отстранили Пацци от всех рычагов управления Флоренцией и начали с упорством маньяков наносить семейству Пацци весьма чувствительные оскорбления.
Франческо Пацци жил в Риме. Оттуда он начал плести нити заговора. Активным участником стал действующий архиепископ Пизы, рассчитывающий в случае удачи перебраться во Флоренцию. С помощью Папы заговорщики заручились внешней поддержкой и собрали большое войско, готовое вторгнуться во Флоренцию. В известность о заговоре поставили главу клана Джакопо Пацци. Тот сначала высказался резко против, но потом убедился, что машину заговора уже не остановить. Нашли немало недовольных молодых людей в самой Флоренции, которые составили костяк боевой дружины, призванной захватить власть. Осталось только разработать технические детали.
Первоначально предполагалось выманить Лоренцо в Рим и расправиться с ним там, а Джулиано убить во Флоренции. Но Лоренцо в Рим никак не ехал. Тогда во Флоренцию приехал кардинал - посланник Папы, и на 28 апреля был назначен обед в его честь на вилле Пацци. На этом обеде братьев Медичи планировалось отравить. Но Джулиано заболел, и стало известно, что он точно не придет. Медлить было нельзя: о заговоре знали уже десятки, если не сотни человек, и в любой момент всех могли арестовать. Убийство назначили на Пасху. Священник, проводивший службу в Дуомо, был в курсе. Он должен был убить Лоренцо. Убийство Джулиано Медичи Франческо взял на себя лично. Архиепископ Пизанский, Джакопо Пацци и другие должны были занять Синьорию и объявить там о смене власти.
И вот служба началась. Лоренцо пришел - он не мог не прийти, потому что в церкви находился посланник Его Святейшества. А Джулиано все не было. Тот действительно был болен. Тогда Франческо Пацци отправился к Медичи во дворец. Шутками и прибаутками он уговорил Джулиано пойти в церковь, подставив свою руку для опоры. Всю дорогу до собора они по-дружески болтали друг с другом.
Только войдя в собор, Франческо Пацци достал кинжал и начал убивать Джулиано Медичи с немыслимой яростью. Он озверел настолько, что разрубил кинжалом свою собственную ногу. Позднее на теле Джулиано насчитают 19 кинжальных ранений. В тот же момент заговорщики накинулись на Лоренцо Медичи и ранили его в шею. Но Лоренцо находился в толпе ближе к алтарю. Толпа его и защитила. Убийцы пытались бежать - их схватили и тут же зарезали их же оружием. Атака была отбита, Лоренцо укрылся в ризнице. В другой ризнице спрятался кардинал-провокатор.
Тем временем архиепископ Пизанский и сотоварищи, будучи полностью уверен в успехе предприятия, отправился с отрядом сторонников в Синьорию. Время было уже позднее, и депутаты в основном разошлись. Но кое-кто еще остался. И тут заговорщиков постигла вторая роковая неудача: двери канцелярии были устроены так, что их можно было открыть только ключом. Отряд ворвался в канцелярию, круша все на своем пути. Каким-то образом тяжелая дверь захлопнулась за ними. Вся боевая дружина оказалась в ловушке. Тем временем архиепископ Пизанский и еще несколько человек в этот момент отправились арестовывать спикера, но были несколько неубедительны в своем поведении. Заподозрив неладное, спикер с криками бросился вон из своего кабинета. На помощь ему прибежали все, кто был в здании. Лишенные поддержки запертых в канцелярии головорезов, заговорщики не имели возможности сопротивляться. Их схватили, связали и выкинули на веревках в окна палаццо Веккьо.
Им на помощь должна была бы прибыть подмога под командованием Франческо. Однако сам Франческо истекал кровью от самонанесенной раны, а старый Джакопо Пацци был не слишком способен к таким подвигам и колебался дольше, чем это было допустимо. Когда наконец он собрался, сел на коня и прибыл во главе вооруженной сотни на площадь Синьории, он увидел только повешенных заговорщиков и толпу народа, бросавших в него и его солдат камнями. Растерянный Пацци решил спасать свою жизнь и развернул солдат на выход из города. Он рассчитывал укрыться на своей вилле, но его схватили и обезоружили по дороге.
По всему городу прокатилась волна погромов. Горожане воспользовались моментом. Дома Пацци были разграблены дотла, Франческо схватили и голым повесили на том же окне, в котором уже висел архиепископ Пизанский.
Все Пацци были захвачены в течение трех дней и все повешены. Спасся только один, женатый на сестре Лоренцо. Когда-то Козимо Медичи, желая помирить два рода, выдал свою внучку за одного из Пацци. Примирения семьям это не принесло, но жизнь одному человеку сохранило. Он был лишен своего состояния и изгнан навсегда из Флоренции. Дальние родственники семьи отсидели в тюрьме по три года.
Труп Джакопо Пацци сначала похоронили, потом выкопали и утопили в реке Арно.
Никколо Макиавелли писал: «Вот поистине ярчайший пример превратностей судьбы, когда человек с высот богатства и благополучия оказался так позорно низвергнутым в бездну величайшего злосчастья.»
Заговор Пацци был очень разветвлен и уходил далеко за пределы Флоренции. Знаменитый портрет герцога Урбино, составляющий гордость коллекции галереи Уффици, тоже изображает одного из заговорщиков. Несмотря на то, что герцогство Урбинское находилось очень далеко от Флоренции, совсем недавно нашли письмо герцога Папе Сиксту IV, в котором герцог обещает выставить войско из 600 человек для наведения порядка во Флоренции после свержения Медичи.
Картин, изображающих хоть кого-то из Пацци, более не существует. Все их портреты были тщательно уничтожены, чтобы даже память об этой семье не сохранилась. Уничтожены также все их дворцы и дома, кроме одного, самого главного. Случайно уцелела и капелла семьи Пацци, построенная по проекту Брунелески в комплексе церкви Санта Кроче. В ней только нет ни одного предмета, им принадлежавшего.
Лоренцо устроил пышные похороны погибшего брата, а, спустя несколько месяцев, родился его посмертный незаконный сын, которого тоже назвали Джулиано. Он будет воспитываться в доме Лоренцо вместе с его сыновьями, как родной. Много лет спустя этот ребенок станет папой римским Клементом VII.
В наши дни фамилия Пацци всплыла в совершенно неожиданном контексте. В 2001 году вышел сиквел знаменитого фильма "Молчание ягнят" под названием "Ганнибал", который, конечно же, не оставляет равнодушным никого. Одним из самых сильных моментов фильма, которые связывают его с Флоренцией, является сюжет о том, как Ганнибал Лектор распарывает живот полицейскому комиссару Ринальдо Пацци и лихо вывешивает дергающийся труп из окна Палаццо Веккьо. Того самого беленького окна, что под часами. Наверно, из этого же окна вывесили Франческо Пацци. По сюжету фильма комиссар Ринальдо Пацци - прямой потомок Франческо, повторивший его участь в точности через 500 с лишним лет. Доктор Лектор в фильме все время насмехается над комиссаром Пацци, намекая на его родство с повешенным, на что Ринальдо смущается и говорит "про эту историю все давно забыли". "Ганнибал" снимался во Флоренции на протяжении 16 недель. У жителей города затея снимать такое кино не вызвала однозначного восторга. Съемочной группе сильно мешали и даже организовывали демонстрации протеста. Тем не менее власть пошла киношникам навстречу, рассчитывая, наверно, на определенную рекламу. Однако Флоренции как таковой в фильме нет. Даже Палаццо Веккьо и площадь Синьории не выглядят там как места священные для любого культурного человека.
Вот такая она – Флоренция!

Tuesday, May 10, 2011

Battistero di San Giovanni, Florence


Баптистерий Сан-Джованни - самое древнее из существующих зданий Флоренции. Флорентийцы почитают Иоанна Крестителя своим святым покровителем. Может быть поэтому, баптистерий наиболее почитаем флорентийцами среди церковных учреждений. О нем вспоминал в изгнании Данте, называя его «Прекрасный Сан-Джованни».
Одним из главных украшений баптистерия являются двери. В баптистерий ведут три входа – южный, северный и восточный. Южные двери (Андреа Пизано) рассказывают о житие Иоанна Крестителя. Северные двери были выполнены Лоренцо Гиберти после победы в конкурсе с Брунеллески. 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды из жизни Христа. Восточные двери — знаменитые «Врата Рая» (такое название дал им Микеланджело) — также были выполнены Лоренцо Гиберти по заказу Гильдии купцов. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей. Оригиналы рельефов в настоящий момент находятся в Музее произведений искусства Собора. Лоренцо представил сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая, жертвоприношение Авеля и убиение его Каином, опьянение Ноя, приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова, встреча Соломона с царицей Савской и Давила с Голиафом. Именно копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Внутри баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного инкрустированного мраморного пола находился Крестильный источник, о котором упоминал в своей «Божественной комедии» Данте, но он был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены.
Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.
Андреа Тафи отправился в Венецию, где несколько греческих живописцев выполняли в Сан Марко мозаичные работы, и добился того, что привез во Флоренцию мастера Аполлония, греческого живописца, который и научил его варить стекла для мозаик и приготовлять раствор для их скрепленияю. Совместно с ним он работал на куполе баптистерия над верхней частью, где изображены силы, престолы и господства и где позднее Андреа, когда приобрел больший опыт, выполнил Христа над главной капеллой. Андреа Тафи и Аполлоний сделали для мозаичных работ такие деления купола, которые суживаются у фонаря, а затем постепенно расширяются до уровня нижнего карниза, причем верхняя часть делится на пояса с различными историями. В первом находятся все служители и выполнители божественной воли, то есть ангелы, архангелы, херувимы и серафимы. Во втором ряду выполнены точно так же мозаикой в греческой манере главные творения Господа от сотворения света до потопа. Ниже находятся все деяния Иосифа и его двенадцати братьев. Ещё ниже следуют другие поля того же размера, на которых изображена жизнь Иисуса Христа от зачатия во чреве Марии до вознесения на небеса, затем в том же порядке под этими тремя фризами следует житие св. Иоанна Крестителя, начиная с явления ангела священнику Захарии до усекновения главы и погребения учениками.
Среди находящихся здесь произведений искусства особый интерес представляют гробница антипапы Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло, два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери.