Basilica di Santa Maria in Trastevere |
В это же время (примерно 1140 год) церковь была украшена мозаиками в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы евангелистов, а в конце апсиды – сцена коронации Девы Марии и фриз Христос-ангел в окружении паствы. Христос на золотом фоне в окружении Марии, апостолов, святых и папы Иннокентия II с макетом церкви в руках. Под фризом изображены сцены из жизни Марии работы Пьетро Каваллини (1291 г.).
На мозаике Каваллини изобразил рождение Христа в пещере. Эта фреска интересна тем, что в ней соединились свидетельства трех евангелистов (Луки, Матфея и Иакова) с местными деталями. Изображение гостиницы художник заимствовал у Луки. На мозаике это дом с башней, снабженный поясняющей надписью, что комнаты сдаются внаем.
Согласно повествованию того же Луки Каваллини изобразил ангела, несущего пастухам благую весть. Звезда, приведшая в Вифлеем пастухов, заимствована у Матфея, а пещера и образ задумчивого Иосифа – у Иакова.
Определенный вклад в создание мозаики внес известный римский меценат кардинал Якопо Стефанески: рядом с башней и хижиной на переднем плане художник изобразил бьющий источник священного благовонного масла. По преданию, он забил точно в момент рождения Иисуса Христа. Над источником была воздвигнута церковь Санта-Мария ин Трастевере. Под мозаикой есть соответствующая надпись на латинском языке: «Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро(милосердия), как волны Тибра».
В барочном центральном нефе находится колоннада из 22-х колонн ионического ордера взятых из терм Каракаллы. В базилике находятся произведения искусства античности, раннехристианские и средневековые (в том числе саркофаги). В капелле слева от алтаря хранится икона VII в., изображающая Мадонну в натуральную величину (Мадонна-делла-Клеменца). Под главным престолом погребены мощи святых Калеподия, Каллиста и Корнилия.
Фасад церкви также украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу среди 10 святых (XII—XIII вв.).
Площадь перед базиликой своей оживленностью может соперничать с площадью Навона, только собирается здесь весьма пестрая публика: всевозможные тусовщики, хиппи и интеллектуалы. Восьмиугольный фонтан в центре площади украшен раковинами. Церковь и площадь перед ней стали центром народного римского квартала Трастевере.
No comments:
Post a Comment