Santa Maria sopra Minerva |
Чтобы увидеть эту доминиканскую базилику нужно двигаться с площади Ротонды к смежной площади Санта-Мария-сопра-Минерва. Посреди нее красуется мраморный слоник с обелиском на спине - так Бернини распорядился откопанным местными монахами куском древнего гранита.
Эта базилика хранит большое количество шедевров. Слева от алтаря расположился "Воскресший Христос" - поздняя работа Микеланджело, к которой довольно неудачно приложили руку его ученики (они прикрыли Иисуса набедренной повязкой, чтобы лишние подробности не смущали верующих, и обули его в сандалии). Слева в углу - капелла Карафа, где покоится папа Павел IV, вошедший в историю как гонитель протестантов, создатель римского гетто и страшный ханжа, повелевший намалевать тряпицы вокруг бедр всех четырех с лишним сотен персонажей "Страшного суда" в Сикстинской капелле. Капеллу Карафа прославили фрески Филиппино Липпи, где святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Мадонне монсеньора Оливьеро Карафу. Остальные части росписи - "Триумф Фомы Аквинского над ересью" (жест Фомы, загибающего пальцы, призван символизировать его пять доказательств бытия божьего) и "Явление Христа Фоме Аквинскому". "Мадонна с младенцем" в капелле Франджипане (вторая слева от алтаря) приписывается Беато Анджелико, чья гробница находится здесь же.
В алтаре, под мраморной триумфальной аркой, покоятся меценаты - папы Медичи (Лев X и Климент VII) бок о бок с провидицей и проповедницей святой Екатериной Сиенской, дочерью красильщика, которой удалось вернуть пап в Рим из Авиньонского плена.
В средние века в этот храм приводили еретиков, чтобы они публично отреклись от своих вредных убеждений: трибунал инквизиции заседал в пристроенном к Санта-Мария-сопра-Минерва доминиканском монастыре. В этой церкви собирались комиссии по вопросам отречения и проводились ритуалы. Самой знаменитой его жертвой стал Галилео Галилей: если когда-нибудь он говорил: "И все-таки она вертится", то это прозвучало именно здесь.
No comments:
Post a Comment